От Саши Шкурманова

"Не бойтесь науки, будьте частью ее".

Глазами Саши Шкурманова:

"Здравствуйте, дорогие преподаватели, выпускники, нынешние, а также будущие студенты кафедры физики кристаллов!
Хотелось бы поделиться с вами своим личным опытом работы в научной сфере Германии. Однако, начну рассказ с самых истоков.
Одним октябрьским днем, ровно восемь лет тому назад, нам, третьекурсникам, распределили научные темы и руководителей. По сути дела, это была воля судьбы, абсолютная случайность - мы тогда мало разбирались в актуальных научных проблемах физики конденсированного состояния и слабо представляли свою роль в разрешении этих проблем. Что касается меня, то мне была отведена задача моделирования процесса роста монокристалла сапфира в лаборатории №12 Института монокристаллов. Стоит ли говорить о том, какая высокая необходимость существует сегодня в качественных монокристаллах сапфира для техники, медицины и науки, и как важен контроль качества сапфира во время его роста? В то время эта тема показалась мне абсолютно незнакомой, а оттого и интересной.
Три года исследований прошли как один миг - в лаборатории №12 я написал свою курсовую, бакалаврскую и магистрскую работы. Однако, всё хорошее когда-нибудь кончается, и по завершению магистратуры, передо мной остро встал вопрос о том, где продолжить свою карьеру. Я очень хотел поступить в аспирантуру, и ссылаясь на мнения знакомых, решил для себя искать место в одном из университетах Германии.
Безусловно, проблематики, которыми занимаются те или иные научные группы уникальны, и найти группу, где также бы исследовали рост сапфиров было не просто нелегко, а скажем прямо - нереально. Психологически трудно было получать отрицательные ответы на запрос о месте в аспирантуры, однако, поговорка "кто ищет, тот всегда найдет" оказалась правдивой, и спустя три месяца поисков, меня пригласили поучаствовать в научном проекте по исследованию роста нанопроволок оксида цинка в университете Лейпцига в качестве аспиранта. Меня разрывали два противоположных чувства - с одной стороны, моя мечта получить степень PhD в немецком университете стала реальней, с другой стороны, рост наноструктур требовал совершенно других знаний и умений, чем были у меня. Приходилось осваивать новые техники - рост осуществлялся при помощи импульсно-лазерного осаждения, исследование нанопроволок и подложек, на которых они растут - при помощи атомно-силовой и растровой электронной микроскопии, высокоточного рентгеноструктурного анализа, эллипсометрии. Всё удалось освоить, в этом мне помогали коллеги по группе физики полупроводников.
Откровенно говоря, немецкий подход в исследованиях предполагает большую самостоятельность, однако у этого подхода есть две стороны. Положительная сторона заключается в том, что ты сам определяешь, как проводить исследования, что тебе нужно для этого, какие ресурсы, и сколько времени. Если твои идеи находят поддержку со стороны профессора-руководителя группы (а это случается в 9 случаях из 10), то всё в твоих руках, и никто не может тебя остановить, кроме тебя самого. Отрицательная сторона этого подхода в том, что вся ответственность ложится на твои плечи. Осознание этого подхода было для меня, пожалуй, самым сложным моментом в аспирантуре.
Однако, сплоченность интернационального коллектива группы, где каждый обладает своим уникальным опытом исследований, множество современной техники делали мою аспирантуру плодотворной. Месяц от месяца я получал гигантские результаты, которые обкатывал на конференциях и публиковал в статьях. Спустя 4,5 года с начала моей аспирантуры, я защитился и получил вожделенную степень "doctor rerum naturaleum".
Что же дальше? Путь у недавнозащитившихся прост - нужно укрепить свой опыт двумя-тремя годами в постдоктарантуре. Этот тот период, когда ты можешь не отвлекаться на необходимость написания диплома или диссертации, а проявляешь чуть более творческий подход в исследованиях и ищешь новые возможности для усиления своего научного багажа знаний. С марта этого года я работаю постдоком в исследовательском центре Юлиха, в институте наноэлектроники и полупроводников. Этот исследовательский центр насчитывает более трех с половиной тысяч сотрудников, которые заняты многочисленными проблемами на острие науки. В частности, мой проект, над которым я работаю - получение кремне-германиевых наноточек для их дальнейшего использования в амбициозной целе по созданию квантового компьютера.
Скорей всего, кто-то из читателей справедливо заметит, что мое повествование затянулось, поэтому я спешу сделать вывод. Мир красив своей сложностью. Тайны устройства Вселенной, ее законы необычайно притягательны и интересны. Не бойтесь броситься с головой в их изучение, вооружитесь наукой, и преумножайте знания человечества. Возможно, ваш труд станет лишь частичкой, маленьким кирпичиком в огромной стене научного познания. А возможно, ваш вклад станет краеугольным камнем, и соединит воедино разнозненные факты и сведения, дав начало новой научной сфере. Не бойтесь науки, будьте частью ее. Для этого существует множество возможностей и путей - ищите свой собственный. Надеюсь, что мой рассказ подтолкнет будущих студентов сделать правильный выбор профессии, а нынешних студентов смотивирует не уйти, а остаться в науке. А преподавателям, учителям, наставникам я бы хотел еще и еще раз сказать огромное спасибо за то, что помогли мне сделать мой выбор.
P.S. Для интереса читателя, предлагаю небольшой ролик о факультете физики и наук о Земле университета Лейпцига, где я закончил свою аспирантуру:
https://www.youtube.com/watch?v=QVHGZTGQAJs
А если у кого-то возникли какие-либо вопросы, то я с превеликим удовольствием на них отвечу.
Желаю вам всего доброго и удачи!"
Alexander Shkurmanov сторінка RG



Дякую за увагу!
Бажаю Вам нових ідей!
Навчаємося, бо ми цього варті!
Підписуйтесь на блог!
Підписуйтесь на канал YouTube. 
Підписуйтесь на сторінку у fb.
https://www.facebook.com/educationXXII/
Запрошуємо навчатися на фізичному факультеті ХНУ імені В.Н. Каразіна

Немає коментарів:

Дописати коментар